Базовый учебник под редакцией А.И. Алексеева «География России. Природа и населения».
Тип урока: урок-путешествие, отчет-конференция группы учащихся после экспедиции на Камчатку для организации отдыха.
Характеристика общей цели урока (дидактические цели)
Задачи
Предметные:
Метапредметные:
Личностные:
Воспитание любви к Родине
Методы обучения:
Основные приемы обучения:
Оборудование:
Формы организации познавательной деятельности – групповая и индивидуальная.
Метод урока
Урок построен в соответствии с программными требованиями в технологии проектного обучения.
Этапы урока и содержание
Мобилизация и положительный настрой учащихся в начале урока.
Цели этапа:
Цели этапа:
Работа с Маршрутными листами к уроку.
Группа №1 Штурманы
Задача: проложить маршрут на контурной карте, измерить расстояние от г. Ростова-на-Дону до Петропавловска-Камчатского по картам атласа и написать на контурной карте километраж. Рассчитать время прилета на полуостров по маршруту Москва–Петропавловск-Камчатский.
Группа №2 Климатологи
Задачи: дать описание климатограммы Камчатки. Составить презентацию по климату, распределиться в группе кто представляет осень, весну, лето, зиму и сделать вывод о наиболее благоприятной погоде для путешествия на полуостров.
Группа №3 Вулканологи
Задачи: рассмотреть карты атласа и дополнительную информацию к уроку о вулканах Камчатки и нанести на контурную карту действующие основные вулканы и гейзеры. Сделать вывод, о месте наиболее безопасном для пребывания на Камчатке.
Группа №4 Экскурсионно-туристическая
Задачи: составить рекламный лист о достопримечательности полуострова. Предоставить отчет (прилагается ниже).
Цели этапа:
Цель этапа:
А теперь я попрошу вас оценить свою работу немного по другому принципу (слайд).
Предложения:
"Я похвалил бы себя…"
«Особенно мне понравилось…"
"Сегодня мне удалось…"
"Было интересно…"
"Было трудно…"
"Теперь я могу…"
"Меня удивило…"
Синквейн: Камчатка
Ответ на вопрос: «Почему я хочу на Камчатку или нет?»
Выбор билета
Цель этапа
На сегодняшний день современный урок немыслим без «тактики сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Чтобы вовлечь ребят в учёбу, необходимы всё новые и новые формы урока, где за основу берется формирование универсальных учебных действий учащихся. Такая форма урока существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечивает работу всего класса, позволяет учащимся раскрыть свои способности, «раскрепощать» их мышление.
В основу построения данного урока положены коммуникативные универсальные учебные действия, наилучшим образом способствующие реализации: работе с разными видами информации (толковый словарь, историческая справка, загадки, пословицы, письмо Горького сыну).
Познавательные универсальные учебные действия формировались на всех стадиях урока:
Методы обучения и используемые приёмы послужили способом создания максимальных условий для активной мыслительной деятельности учащихся.
Выбранные мною методы и приёмы соответствовали характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся.
Постаралась, чтобы задания, которые предлагала детям быстро сменяли друг друга, были яркими и запоминающимися. Элемент занимательности, увлеченности, связь с жизнью, метапредметные связи (работа с дополнительными источниками информации) заставляли учащихся мобилизовать свои силы и все имеющиеся в арсенале знания, умения и навыки.
Организация учебной работы на уроке
Для организации деятельности учащихся на уроке применяю разные формы работы с детьми:
У учащихся осуществлялось развитие логического мышления, умение выделять, делать выводы. Были подведены итоги каждого этапа, а затем и всего урока. Наблюдалось чередование разных видов деятельности учащихся. Процесс обучения был направлен на формирование и развитие базовых и предметных компетентностей.
Система работы учителя
Урок прошёл в достаточно быстром темпе, необходимом для оптимальной организации активной познавательной деятельности учащихся, организованно, был логический переход от одного этапа к другому, было четкое управление учебной работой учащихся, владение классом, соблюдение дисциплины. Характер обучения был демократичным.
Система работы учащихся
Активность и работоспособность ребят на уроке хорошая.
Психологическая атмосфера на уроке характеризовалась дружественностью, оптимизмом и равенством как учащихся между собой, так и между учащимися и учителем.
Общие результаты урока
План урока выполнен полностью, поставленные задачи и цели удалось реализовать. Урок соответствует требованиям ФГОС.
Результаты урока я оцениваю как положительные.
А теперь я попрошу вас оценить свою работу немного по другому принципу (слайд).
Предложения:
"Я похвалил бы себя…"
«Особенно мне понравилось…"
"Сегодня мне удалось…"
"Было интересно…"
"Было трудно…"
"Теперь я могу…"
"Меня удивило…"
Примерный отчет группы №4
Наша группа Экскурсионно-туристическая готова вам представить рекламный маршрут для путешествия на полуостров.
И хотяКамчатка – край суровый, все влюбляются в нее на всю жизнь. Разве можно представить себя без вулканов, величественных и мудрых, без Долины гейзеров, уникальной жемчужины нашей планеты.
У самого синего моря
Есть сказочная сторона.
Там ветры шумят на просторе.
ЗовётсяКамчаткой она.
Там снега насыплет до крыши,
К утру всё кругом заметёт.
А летом клубника, ты слышишь,
Крупнее, чем слива растёт.
Там гнутся кривые берёзы
Грибы под ногами растут.
И даже в большие морозы
На окнах ромашки цветут.
В краю этом горы - вулканы,
Вершины в туманной дали,
Там сопки стоят - великаны.
Нет крашекамчатской земли!
_______________________________
Здесь мир больших чудес и откровений,
Простор для взора, мысли и души.
Пасутся в тундре гордые олени,
Медведь рыбачит на ручье в глуши.
Здесь нерпы отдыхают, как на пляже.
Когда на бухте только станет лед.
Лосось назад, на родину, отважно
По рекам в нерестилища идет.
Здесь воздух свеж, он пахнет океаном,
Иродники с чистейшею водой.
Цветущих трав пьянящие дурманы,
Леса и сопки в дымке золотой.
Здесь буйство красок летом и весною,
Огнем пылает осени наряд,
Искристый снег и синь над головою
Зимою – восемь месяцев подряд.
Мы вас приглашаем побывать в этом чудесном краю, потому что дети группы сами формируют свой ответ.
Спасибо за урок!