ПРОГРАММА ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА В МБОУ ЖСОШ № 22
1. Пояснительная записка.
Настоящая целевая модель наставничества в МБОУ ЖСОШ № 22 (далее - Учреждение), осуществляющей образовательную деятельность по общеобразовательным программам (далее - целевая модель наставничества) разработана в целях достижения результатов федеральных и региональных проектов "Современная школа", "Успех каждого ребенка," национального проекта"Образование".
Целью внедрения целевой модели наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся Учреждения.
В программе используются следующие понятия и термины.
Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином "обучающийся".
Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Куратор - сотрудник организации, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, либо организации из числа ее партнеров, который отвечает за организацию программы наставничества.
Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях.
Методология наставничества - система концептуальных взглядов, подходов и методов, обоснованных научными исследованиями и практическим опытом, позволяющая понять и организовать процесс взаимодействия наставника и наставляемого.
Активное слушание - практика, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, таких как активное выражение собственных переживаний и соображений, уточнения, паузы и т.д. Применяется, в частности, в наставничестве, чтобы установить доверительные отношения между наставником и наставляемым.
Буллинг - проявление агрессии, в том числе физическое насилие, унижение, издевательства в отношении обучающегося образовательной организации со стороны других обучающихся и/или учителей. Одна из современных разновидностей буллинга - кибербуллинг, травля в социальных сетях.
Метакомпетенции - способность формировать у себя новые навыки и компетенции самостоятельно, а не только манипулировать полученными извне знаниями и навыками. Тьютор - специалист в области педагогики, который помогает обучающемуся определиться с индивидуальным образовательным маршрутом.
Благодарный выпускник - выпускник образовательной организации, который ощущает эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, инициирует и развивает эндаумент, организует стажировки и т.д.).
Школьное сообщество (сообщество образовательной организации) - сотрудники данной образовательной организации, обучающиеся, их родители, выпускники и любые другие субъекты, которые объединены стремлением внести свой вклад в развитие организации и совместно действуют ради этой цели.
2. Нормативные основы целевой модели наставничества.
Нормативные правовые акты МБОУ ЖСОШ № 22
3. Задачи целевой модели наставничества
4. Ожидаемые результаты внедрения целевой модели наставничества
5.Структура управления реализацией целевой модели наставничества в МБОУ ЖСОШ № 22
Уровни структуры | Направления деятельности. |
Министерство просвещения РФ, Министерство общего и профессионального образования РО |
модели наставничества;
инфраструктуры и материально-техническое обеспечение программ наставничества. |
РИПКиПРО |
|
Отдел Образования Администрации Песчанокопского района |
|
МБОУ ЖСОШ № 22 |
|
Куратор целевой модели наставничества |
|
Наставники и наставляемые |
Модели форм наставничества. 1. Реализация формы наставничества «учитель – ученик». |
6.Кадровая система реализации целевой модели наставничества
В целевой модели наставничества выделяется три главные роли:
Реализация наставнической программы происходит через работу куратора с двумя базами: базой наставляемых и базой наставников.
Формирование этих баз осуществляется директором Учреждения, куратором, педагогами, классными руководителями и иными лицами школы, располагающими информацией о потребностях педагогов и подростков - будущих участников программы.
Формирование базы наставляемых: из числа обучающихся:
Этапы | Мероприятия | Результат | |
Подготовка условий для запуска программы наставничества |
|
Реализация дорожной карты наставничества. Пакет документов | |
Формирование базы наставляемых |
|
Сформирована база наставляемых с картой запросов | |
Формирование базы наставников |
Формирование базы из числа: - обучающихся, мотивированных помочь сверстникам в образовательных, спортивных, творческих и адаптационных вопросах; - выпускников, заинтересованных в поддержке своей школы |
Сформирована база наставников, которые потенциально могут участвовать как в текущей программе наставничества, так и в будущем | |
Отбор и обучение наставников |
|
|
|
Формирование наставнических пар/групп |
|
1. Сформированы наставнические пары/группы, готовые продолжить работу в рамках программы | |
Организация хода наставнической программы | Закрепление гармоничных и продуктивных отношений в наставнической паре/группе так, чтобы они были максимально комфортными, стабильными и результативными для обеих сторон. Работа в каждой паре/группе включает:
|
Мониторинг:
эффективности реализации программы |
|
Завершение программы наставничества |
|
Собраны лучшие наставнические практики. Поощрение наставников.. |
В МБОУ ЖСОШ № 22 утверждена форма целевой модели наставничества «учитель-ученик».
8.1. Форма наставничества «Учитель – ученик».
Цель :
успешное формирование у учеников осознанного подхода к реализации личностного потенциала, рост числа заинтересованной в развитии собственных талантов и навыков молодежи.
Задачи:
Результат:
Характеристика участников формы наставничества «Учитель – ученик»
Наставник | Наставляемый | ||
Кто может быть. | Активный | Пассивный | |
Неравнодушный профессионал с большим (от 5 лет) опытом работы с высокой квалификацией. Активная жизненная позиция. Обладает развитыми коммуникативными навыками, гибкостью в общении, умением отнестись к ученику как к равному в диалоге и потенциально будущему коллеге. |
Социально активный школьник с особыми образовательными потребностями, мотивированный к расширению круга общения, самосовершенствованию, получению новых навыков. |
Плохо мотивированный, Дезориентированный школьник, не имеющий желания самостоятельно выбирать образовательную траекторию, мало информированный о карьерных и образовательных перспективах, равнодушный к процессам внутри школы и ее сообщества. |
9. Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества
Мониторинг процесса реализации программы наставничества понимается как система сбора, обработки, хранения и использования информации о программе наставничества и/или отдельных ее элементах.
Организация систематического мониторинга программы наставничества дает возможность четко представлять, как происходит процесс наставничества, какие происходят изменения во взаимодействиях наставника с наставляемым (группой наставляемых), а также какова динамика развития наставляемых и удовлетворенности наставника своей деятельностью.
Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:
9.1. Мониторинг и оценка качества процесса реализации программы наставничества
Этап 1. Первый этап мониторинга направлен на изучение (оценку) качества реализуемой программы наставничества, ее сильных и слабых сторон, качества совместной работы пар или групп "наставник-наставляемый".
Мониторинг помогает, как выявить соответствие условий организации программы наставничества требованиям и принципам модели, так и отследить важные показатели качественного изменения образовательной организации, реализующей программу наставничества, динамику показателей социального благополучия внутри образовательной организации, профессиональное развитие педагогического коллектива в практической и научной сферах.
Цели мониторинга:
Оформление результатов.
По результатам опроса в рамках первого этапа мониторинга будет предоставлен SWOTанализ (таблица 1) реализуемой программы наставничества.
Сбор данных для построения SWOT-анализа осуществляется посредством анкеты. Анкета содержит открытые вопросы, закрытые вопросы, вопросы с оценочным параметром. Анкета учитывает особенности требований к трем формам наставничества. SWOT-анализ проводит куратор программы.
Для оценки соответствия условий организации программы наставничества требованиям модели и программ, по которым она осуществляется, принципам, заложенным в модели и программах, а также современным подходам и технологиям, используется анкета куратора. Результатом успешного мониторинга будет аналитика реализуемой программы наставничества, которая позволит выделить ее сильные и слабые стороны, изменения качественных и количественных показателей социального и профессионального благополучия, расхождения между ожиданиями и реальными результатами участников программы наставничества.
Таблица 1
Факторы-SWOT | Позитивные | негативные |
Внутренние | Сильные стороны | Слабые стороны |
Внешние | Возможности | Угрозы |
9. 2. Мониторинг и оценка влияния программ на всех участников
Этап 2. Второй этап мониторинга позволяет оценить: мотивационно-личностный и профессиональный рост участников программы наставничества; развитие метапредметных навыков и уровня вовлеченности обучающихся в образовательную деятельность; качество изменений в освоении обучающимися образовательных программ; динамику образовательных результатов с учетом эмоционально- личностных, интеллектуальных, мотивационных и социальных черт участников.
Оцениваемые параметры:
Цели мониторинга влияния программ наставничества на всех участников.
10. Механизмы мотивации и поощрения наставников
К числу лучших мотивирующих наставника факторов можно отнести поддержку системы наставничества на школьном, общественном, муниципальном и государственном уровнях; создание среды, в которой наставничество воспринимается как почетная миссия, где формируется ощущение причастности к большому и важному делу, в котором наставнику отводится ведущая роль.
Мероприятия по популяризации роли наставника.
Награждение школьными грамотами "Лучший наставник".
Таблица 2
Показатели эффективности внедрения модели наставничества
Наименование показателя | 2020 | 2024 |
Доля детей в возрасте от 10 до 19 лет, вошедших в программу наставничества в роли наставляемого, % | ||
Доля детей в возрасте от 10 до 19 лет, вошедших в программу наставничества в роли наставника, % | ||
Уровень удовлетворённости наставляемых участием в программах наставничества, % | ||
Уровень удовлетворённости наставников участием в программах наставничества, % |
Таблица 3
Форма базы наставляемых
№ |
ФИО наставляемого |
Контактные данные | Год рождения |
Основной запрос наставляемого |
Дата вхождения в программу |
ФИО наставника |
Форма наставничества | Место работы | Дата завершения программы | Отметка о прохождении программы |