ГОД НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ

ГОРЯЧЕЕ ПИТАНИЕ

БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК

ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

Школа участвует

Школа вошла

Внесена в реестр

Полезные ссылки

ПРОГРАММА ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА

ПРОГРАММА ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА В МБОУ ЖСОШ № 22

 

1. Пояснительная записка.

Настоящая целевая модель наставничества в МБОУ ЖСОШ № 22 (далее - Учреждение), осуществляющей образовательную деятельность по общеобразовательным программам (далее - целевая модель наставничества) разработана в целях достижения результатов федеральных и региональных проектов "Современная школа", "Успех каждого ребенка," национального проекта"Образование".

Целью внедрения целевой модели наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся Учреждения.

В программе используются следующие понятия и термины.

Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.

Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.

Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.

Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином "обучающийся".

Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.

Куратор - сотрудник организации, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, либо организации из числа ее партнеров, который отвечает за организацию программы наставничества.

Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях.

Методология наставничества - система концептуальных взглядов, подходов и методов, обоснованных научными исследованиями и практическим опытом, позволяющая понять и организовать процесс взаимодействия наставника и наставляемого.

Активное слушание - практика, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, таких как активное выражение собственных переживаний и соображений, уточнения, паузы и т.д. Применяется, в частности, в наставничестве, чтобы установить доверительные отношения между наставником и наставляемым.

Буллинг - проявление агрессии, в том числе физическое насилие, унижение, издевательства в отношении обучающегося образовательной организации со стороны других обучающихся и/или учителей. Одна из современных разновидностей буллинга - кибербуллинг, травля в социальных сетях.

Метакомпетенции - способность формировать у себя новые навыки и компетенции самостоятельно, а не только манипулировать полученными извне знаниями и навыками. Тьютор - специалист в области педагогики, который помогает обучающемуся определиться с индивидуальным образовательным маршрутом.

Благодарный выпускник - выпускник образовательной организации, который ощущает эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, инициирует и развивает эндаумент, организует стажировки и т.д.).

Школьное сообщество (сообщество образовательной организации) - сотрудники данной образовательной организации, обучающиеся, их родители, выпускники и любые другие субъекты, которые объединены стремлением внести свой вклад в развитие организации и совместно действуют ради этой цели.  

2. Нормативные основы целевой модели наставничества. 

Нормативные правовые акты МБОУ ЖСОШ № 22

  • Устав МБОУ ЖСОШ № 22.
  • Положение о наставничестве по форме «учитель-ученик».

Подробнее

       3. Задачи целевой модели наставничества

 

  1. Разработка и реализация мероприятий «дорожной карты» внедрения целевой модели.
  2. Разработка и реализация программы наставничества.
  3. Реализация кадровой политики, в том числе: привлечение, обучение и контроль за деятельностью наставников, принимающих участие в программе наставничества.
  4. Инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации программ наставничества.
  5. Осуществление персонифицированного учета обучающихся, участвующих в программах наставничества.
  6. Проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности программ наставничества в школе.
  7. Формирования баз данных Программы наставничества и лучших практик.

4. Ожидаемые результаты внедрения целевой модели наставничества

 

  1. Измеримое улучшение показателей обучающихся в образовательной, культурной, спортивной сферах.
  2. Улучшение психологического климата в образовательной организации как среди обучающихся, так и внутри педагогического коллектива, связанное с выстраиванием долгосрочных и психологически комфортных коммуникаций на основе партнерства.
  3. Рост мотивации к учебе и саморазвитию учащихся.
  4. Снижение показателей неуспеваемости учащихся.
  5. Практическая реализация концепции построения индивидуальных образовательных траекторий.
  6. Рост числа обучающихся, прошедших профориентационные мероприятия.
  7. Формирование осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории и будущей профессиональной реализации.
  8. Формирования активной гражданской позиции школьного сообщества.
  9. Рост информированности о перспективах самостоятельного выбора векторов творческого развития, карьерных и иных возможностях.
  10. Повышение уровня сформированности ценностных и жизненных позиций и ориентиров.
  11. Снижение конфликтности и развитые коммуникативных навыков для горизонтального и вертикального социального движения.
  12. Увеличение доли учащихся, участвующих в программах развития талантливых обучающихся.
  13. Снижение проблем адаптации в (новом) учебном коллективе: психологические, организационные и социальные.
  14. Включение в систему наставнических отношений детей с ограниченными возможностями здоровья.

                  5.Структура управления реализацией целевой модели наставничества в МБОУ ЖСОШ № 22

 

Уровни структуры Направления деятельности.

Министерство просвещения РФ, Министерство общего и профессионального образования РО

  1. Осуществление государственного управление в сфере образования.
  2. Принимает  решение            о          внедрении      целевой

модели наставничества;

  1. Обеспечивает            организацию

инфраструктуры     и материально-техническое обеспечение           программ наставничества.

РИПКиПРО
  1. Организационная,    методическая,
экспертно-консультационная, информационная и просветительская поддержка участников внедрения целевой модели наставничества.
  1. Выработка предложений по совместному использованию инфраструктуры в целях внедрения целевой модели наставничества.
  2. Содействие распространению и внедрению лучших наставнических практик различных форм и ролевых моделей для обучающихся.

Отдел

Образования Администрации

Песчанокопского района

  1. Контролирует реализацию мероприятий по внедрению целевой модели наставничества;
  2. Обеспечивает развитие инфраструктурных, материально-технических ресурсов и кадрового потенциала МБОУ ЖСОШ № 22, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным  программам.
  3. Содействует привлечению к реализации программ наставничества       образовательных      организаций;
предприятий и организаций муниципалитета; государственных бюджетных учреждений культуры и спорта; юридических и физических лиц, чья деятельность связана с образовательной, спортивной, культурной и досуговой деятельностью.
МБОУ ЖСОШ № 22
  1. Разработка     и          утверждение комплекта      нормативных документов, необходимых для внедрения целевой модели наставничества в школе.
  2. Разработка целевой модели наставничества.
  3. Разработка и реализация мероприятий дорожной карты внедрения целевой модели.
  4. Реализация  программ         наставничества.
  5. Реализация  кадровой          политики       в          программе наставничества.
  6. Назначение куратора внедрения целевой модели наставничества.
  7. Инфраструктурное   и          материально-техническое обеспечение реализации программ наставничества.

Куратор               целевой

модели наставничества

  1. Формирование базы наставников и наставляемых.
  2. Организация       обучения        наставников (в         том      числе привлечение экспертов для проведения обучения).
  3. Контроль процедуры  внедрения         целевой модели наставничества.
  4. Контроль проведения программ наставничества.
  5. Участие в оценке вовлеченности обучающихся в программу наставничества.
  6. Решение организационных вопросов, возникающих в процессе реализации модели.
  7. Мониторинг результатов эффективности реализации целевой модели наставничества.
Наставники и наставляемые

Модели форм наставничества.

1. Реализация формы наставничества «учитель – ученик».

            

         6.Кадровая система реализации целевой модели наставничества

В целевой модели наставничества выделяется три главные роли:

  1. Наставляемый – участник программы, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные задачи, личные и профессиональные, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.
  2. Наставник – участник программы, имеющий успешный опыт в достижении жизненного результата, личностного и профессионального, способный и готовый поделиться этим опытом и навыками, необходимыми для поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
  3. Куратор – сотрудник образовательной организации, который отвечает за организацию всего цикла программы наставничества.

Реализация наставнической программы происходит через работу куратора с двумя базами: базой наставляемых и базой наставников.

Формирование этих баз осуществляется директором Учреждения, куратором, педагогами, классными руководителями и иными лицами школы, располагающими информацией о потребностях педагогов и подростков - будущих участников программы. 

Формирование базы наставляемых: из числа обучающихся:

  • проявивших выдающиеся способности;
  • демонстрирующий неудовлетворительные образовательные результаты;
  • с ограниченными возможностями здоровья;
  • попавших в трудную жизненную ситуацию;
  • имеющих проблемы с поведением;
  • не принимающих участие в жизни школы, отстраненные от коллектива.
  • Формирование базы наставников из числа:
  • обучающихся, мотивированных помочь сверстникам в образовательных, спортивных, творческих и адаптационных вопросах;
  • выпускников, заинтересованных в поддержке своей школы.
  • База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от потребностей Учреждения в целом и от потребностей участников образовательных отношений: педагогов, учащихся и их родителей (законных представителей).
  •        7.Этапы реализации целевой модели наставничества в МБОУ ЖСОШ № 22

 

Этапы Мероприятия Результат  
Подготовка условий для запуска программы наставничества
  1. Создание благоприятных условий для запуска программы.
  2. Сбор предварительных запросов от потенциальных наставляемых
  3. Выбор аудитории для поиска наставников
  4. Информирование о внедрении наставничества
  5. Информационная работа, направленная на привлечение ресурсов к реализации программы
Реализация    дорожной карты наставничества. Пакет документов  
Формирование базы наставляемых
  1. Выявление конкретных проблем, обучающихся школы, которые можно решит с помощью наставничества
  2. Сбор и систематизация запросов от потенциальных наставляемых
Сформирована база наставляемых с картой запросов  
Формирование базы наставников

Формирование базы из числа: - обучающихся, мотивированных помочь сверстникам в образовательных, спортивных, творческих и адаптационных

вопросах;

- выпускников, заинтересованных в поддержке своей школы

Сформирована база наставников, которые потенциально могут участвовать как в текущей программе наставничества, так и в будущем  
Отбор и обучение наставников
  1. Выявление наставников, входящих в базу потенциальных наставников, подходящих для программы
  2. Обучение наставников для работы с наставляемыми
 
  1. Собеседование с наставниками
  2. Программа обучения
Формирование наставнических пар/групп
  1. Провести общую встречу с участием всех отобранных наставников и всех наставляемых в любом формате.
  2. Зафиксировать сложившиеся пары в специальной базе куратора.
1. Сформированы наставнические пары/группы, готовые продолжить работу в рамках программы
Организация хода наставнической программы Закрепление гармоничных и продуктивных отношений в наставнической паре/группе так, чтобы они были максимально комфортными, стабильными и результативными для обеих сторон. Работа в каждой паре/группе включает:
  • встречу-знакомство,
  • пробную рабочую встречу,
  • встречу-планирование,
  • комплекс последовательных встреч,  итоговую встречу.

Мониторинг:

  • сбор обратной связи от наставляемых – для мониторинга динамики влияния программы на наставляемых;
  • сбор обратной связи от наставников, наставляемых и кураторов – для мониторинга

эффективности реализации программы

Завершение программы наставничества
  1. Подведение итогов работы каждой пары/группы.
  2. Подведение итогов программы Учреждения.
  3. Публичное подведение итогов и популяризация практик.
Собраны лучшие наставнические практики. Поощрение наставников..
  1. 8.Формы наставничества МБОУ ЖСОШ № 22

 

В МБОУ ЖСОШ № 22 утверждена форма целевой модели наставничества «учитель-ученик».

8.1. Форма наставничества «Учитель – ученик».

Цель :  

успешное  формирование  у учеников осознанного  подхода к реализации личностного потенциала, рост числа заинтересованной  в  развитии  собственных  талантов  и  навыков молодежи.                        

Задачи:

  • Помощь учащимся в  раскрытии  и  оценке  своего  личного потенциала.
  • Патриотическое воспитание обучающихся, формирование ценностных и жизненных ориентиров.
  • Развитие лидерских, организационных, коммуникативных навыков и метакомпетенций.
  • Помощь в построении образовательной траектории и будущей профессиональной реализации.

Результат:

  1. Повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона в школе.
  1. Численный  рост  кружков  по  интересам,  а  также  внеурочных  мероприятий.
    1. Увеличение процента учеников, успешно прошедших предпрофориентационную программу.
  1. Численный рост успешно реализованных и представленных результатов проектной деятельности в старших классах (совместно с представителем предприятия).
  2. Увеличение числа учеников, планирующих стать наставниками в будущем и присоединиться к сообществу благодарных выпускников.

Характеристика участников формы наставничества «Учитель – ученик»

Наставник Наставляемый
Кто может быть. Активный Пассивный

Неравнодушный  профессионал с

большим (от 5 лет) опытом работы с высокой квалификацией.

Активная жизненная позиция.

Обладает развитыми коммуникативными навыками,

гибкостью в общении, умением отнестись к ученику как к равному

в диалоге и потенциально будущему коллеге.

Социально активный школьник с особыми образовательными потребностями, мотивированный к расширению круга общения, самосовершенствованию, получению новых навыков.

Плохо мотивированный,

Дезориентированный школьник, не имеющий желания самостоятельно выбирать образовательную траекторию, мало информированный о карьерных и образовательных перспективах, равнодушный к процессам внутри школы и ее сообщества.

9. Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества

Мониторинг процесса реализации программы наставничества понимается как система сбора, обработки, хранения и использования информации о программе наставничества и/или отдельных ее элементах.

Организация систематического мониторинга программы наставничества дает возможность четко представлять, как происходит процесс наставничества, какие происходят изменения во взаимодействиях наставника с наставляемым (группой наставляемых), а также какова динамика развития наставляемых и удовлетворенности наставника своей деятельностью.

Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:

  1. оценка качества процесса реализации программы наставничества;
  2. оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников, динамика образовательных результатов.

9.1. Мониторинг и оценка качества процесса реализации программы наставничества

Этап 1. Первый этап мониторинга направлен на изучение (оценку) качества реализуемой программы наставничества, ее сильных и слабых сторон, качества совместной работы пар или групп "наставник-наставляемый".

Мониторинг помогает, как выявить соответствие условий организации программы наставничества требованиям и принципам модели, так и отследить важные показатели качественного изменения образовательной организации, реализующей программу наставничества, динамику показателей социального благополучия внутри образовательной организации, профессиональное развитие педагогического коллектива в практической и научной сферах.

Цели мониторинга:

  1. оценка качества реализуемой программы наставничества;
  2. оценка эффективности и полезности программы как инструмента повышения социального и профессионального благополучия внутри образовательной организации и сотрудничающих с ней организаций или индивидов.
  3. Задачи мониторинга:
  • сбор и анализ обратной связи от участников (метод анкетирования);
  • обоснование требований к процессу реализации программы наставничества, к личности наставника;
  • контроль хода программы наставничества;
  • описание особенностей взаимодействия наставника и наставляемого (группы наставляемых);
  • определение условий эффективной программы наставничества;
  • контроль показателей социального и профессионального благополучия.

Оформление результатов.

По результатам опроса в рамках первого этапа мониторинга будет предоставлен SWOTанализ (таблица 1) реализуемой программы наставничества.

Сбор данных для построения SWOT-анализа осуществляется посредством анкеты. Анкета содержит открытые вопросы, закрытые вопросы, вопросы с оценочным параметром. Анкета учитывает особенности требований к трем формам наставничества. SWOT-анализ проводит куратор программы.

Для оценки соответствия условий организации программы наставничества требованиям модели и программ, по которым она осуществляется, принципам, заложенным в модели и программах, а также современным подходам и технологиям, используется анкета куратора. Результатом успешного мониторинга будет аналитика реализуемой программы наставничества, которая позволит выделить ее сильные и слабые стороны, изменения качественных и количественных показателей социального и профессионального благополучия, расхождения между ожиданиями и реальными результатами участников программы наставничества.

Таблица 1

Факторы-SWOT Позитивные негативные
Внутренние Сильные стороны Слабые стороны
Внешние Возможности Угрозы

9. 2. Мониторинг и оценка влияния программ на всех участников

Этап 2. Второй этап мониторинга позволяет оценить: мотивационно-личностный и профессиональный рост участников программы наставничества; развитие метапредметных навыков и уровня вовлеченности обучающихся в образовательную деятельность; качество изменений в освоении обучающимися образовательных программ; динамику образовательных результатов с учетом эмоционально- личностных, интеллектуальных, мотивационных и социальных черт участников.

 Оцениваемые параметры:

  • Вовлеченность обучающихся в образовательную деятельность;
  • Успеваемость обучающихся по основным предметам;
  • Уровень сформированности гибких навыков;
  • Желание посещения школы;
  • Уровень личностной тревожности;
  • Понимание собственного будущего;
  • Эмоциональное состояние при посещении школы;
  • Желание высокой школьной успеваемости.

Цели мониторинга влияния программ наставничества на всех участников.

  1. Глубокая оценка изучаемых личностных характеристик участников программы.
  2. Оценка динамики характеристик образовательного процесса (оценка качества изменений в освоении обучающимися образовательных программ).
  3. Анализ и необходимая корректировка сформированных стратегий образования пар "наставник-наставляемый".
  4. Задачи мониторинга:
  • научное и практическое обоснование требований к процессу организации программы наставничества, к личности наставника;
  • экспериментальное подтверждение необходимости выдвижения описанных в целевой модели требований к личности наставника;
  • определение условий эффективной программы наставничества;
  • анализ эффективности предложенных стратегий образования пар и внесение корректировок во все этапы реализации программы в соответствии с результатами;
  • сравнение характеристик образовательного процесса на "входе" и "выходе" реализуемой программы;
  • сравнение изучаемых личностных характеристик (вовлеченность, активность, самооценка, тревожность и др.) участников программы наставничества на "входе" и "выходе" реализуемой программы.

10. Механизмы мотивации и поощрения наставников

 

К числу лучших мотивирующих наставника факторов можно отнести поддержку системы наставничества на школьном, общественном, муниципальном и государственном уровнях; создание среды, в которой наставничество воспринимается как почетная миссия, где формируется ощущение причастности к большому и важному делу, в котором наставнику отводится ведущая роль.

Мероприятия по популяризации роли наставника.

  • Организация и проведение фестивалей, форумов, конференций наставников на школьном уровне.
  • Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
  • Проведение школьного конкурса профессионального мастерства "Наставник года", «Лучшая пара»;

Награждение школьными грамотами "Лучший наставник".    

Таблица 2

Показатели эффективности внедрения модели наставничества

Наименование показателя 2020 2024
Доля детей в возрасте от 10 до 19 лет, вошедших в программу наставничества в роли наставляемого, %    
Доля детей в возрасте от 10 до 19 лет, вошедших в программу наставничества в роли наставника, %    
Уровень удовлетворённости наставляемых участием в программах наставничества, %    
Уровень удовлетворённости наставников участием в программах наставничества, %    

Таблица 3

Форма базы наставляемых

ФИО

наставляемого

Контактные данные Год рождения

Основной запрос

наставляемого

Дата вхождения

в

программу

ФИО

наставника

Форма наставничества Место работы Дата завершения программы Отметка о прохождении программы