ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Школа участвует

Школа вошла

Внесена в реестр

Полезные ссылки

Конкурс сайтов

Положение о системе оценивания в начальных классах по результатам ФГОС.

Принято:                                                                                       Введено в действие приказом №22

педагогическим советом                                                                от «27»____08____ 2015  г.

протокол № 1 от «26»_08_2015  г.                                                 директор      МБОУ  ЖСОШ №22

                                                                                                    ________________ Л.А.Царёва

                                                                                                    «27» ___08___ 2015 г.

Положение о системе оценивания в начальных классах по результатам ФГОС

1. Общие положения

1.​1. Положение о системе оценок, форм и порядка промежуточной аттестации обучающихся разработано на основании ст.58 Федерального Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273, Федерального государственного стандарта начального общего образования, Устава школы.

1.2. Настоящее Положение утверждается педагогическим советом школы, имеющим право вносить в него свои изменения и дополнения. Настоящее Положение устанавливает требования к оценке учебных достижений, а также порядок, формы, периодичность текущего и промежуточного контроля обучающихся. Настоящее Положение обязательно для обучающихся и педагогических работников школы.

1.3. Система оценок, форм и порядка промежуточной аттестации обучающихся начальной школы направлена на реализацию требований федерального государственного образовательного стандарта. Оценка отражает уровень достижения поставленных целей и выполнения требований образовательного стандарта.

1.4. Основными принципами системы оценок, форм и порядка промежуточной аттестации обучающихся являются:

- критериальность (Содержательный контроль и оценка строятся на основе критериев, сформулированных в требованиях стандарта к планируемым результатам и критериях, выработанных учителем совместно с обучающимися. Критериями являются целевые установки: по курсу, разделу, теме, уроку, универсальные учебные действия.);

- уровневый характер контроля и оценки, заключающийся в разработке средств контроля на основе базового и повышенного уровней достижения образовательных результатов;

- суммативность оценки – возможность суммирования результатов;

- приоритет самооценки (Самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя. Для воспитания адекватной самооценки может применяться сравнение двух самооценок обучающихся – прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы);

- гибкость и вариативность форм оценивания результатов (Содержательный контроль и оценка предполагает использование различных процедур и форм оценивания образовательных результатов);

- оценочная (Информация о целях, содержании, формах и методах оценки должна быть доведена до сведения обучающихся и родителей. Информация об индивидуальных результатах обучения и развития обучающихся должна быть адресной.

1.5. Основными видами контроля являются:

-- стартовый (предварительный) контроль; имеет диагностические задачи и осуществляется в начале учебного года (или перед изучением новых крупных разделов). Цель: зафиксировать начальный уровень подготовки ученика, имеющиеся у него знания, умения и универсальные учебные действия, связанные с предстоящей деятельностью.

-- контроль по результату (урока, темы, раздела, курса); проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом;

-- итоговый контроль; предполагает комплексную проверку образовательных результатов, в том числе и метапредметных результатов в конце учебных четвертей и учебного года.

1.6. Основными функциями оценки являются:

- мотивационная – поощряет образовательную деятельность ученика и стимулирует её продолжение;

- диагностическая – указывает на причины тех или иных образовательных результатов ученика;

- воспитательная – формирует самосознание и адекватную самооценку учебной деятельности школьника;

- информационная – свидетельствует о степени успешности ученика в достижении образовательных стандартов, овладении знаниями, умениями и способами деятельности, развитии способностей, личностных образовательных результатах.

1.7. Конечная цель системы контроля и оценки заключается в переводе внешней оценки во внутреннюю самооценку и в достижении (в перспективе) полной ответственности обучаемого за процесс и результат непрерывного самообразования.

2.Контроль и оценка обучения и развития обучающихся.

2.1. Основным показателем развития обучающихся является уровень сформированности предметных, метапредметных и личностных результатов. Метапредметные результаты включают совокупность регулятивных познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

На персонифицированную итоговую оценку на уровне начального общего образования, результаты которой используются при принятии решения о возможности или невозможности продолжения обучения на следующем уровне общего образования, выносятся только предметные и метапредметные результаты, описанные в разделе «Выпускник научится» планируемых результатов начального образования.

Предметом итоговой оценки является способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, построенные на материале опорной системы знаний с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий.

Способность к решению иного класса задач является предметом различного рода неперсонифицированных обследований. В планируемых результатах, описывающих группу личностных результатов, отсутствует блок «Выпускник научится». Это означает, что личностные результаты выпускников на уровне начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке.

Формирование и достижение личностных результатов – задача и ответственность системы образования и образовательной организации. Поэтому оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований, результаты которых являются основанием для принятия управленческих решений при проектировании и реализации региональных программ развития, программ поддержки образовательного процесса, иных программ. К их осуществлению должны быть привлечены специалисты, не работающие в данном образовательной организации и обладающие необходимой компетентностью в сфере психологической диагностики развития личности в детском и подростковом возрасте. Предметом оценки в этом случае становится не прогресс личностного развития обучающегося, а эффективность воспитательно-образовательной деятельности образовательной организации, муниципальной, региональной или федеральной системы образования. Это принципиальный момент, отличающий оценку личностных результатов от оценки предметных и метапредметных результатов.

В рамках системы внутренней оценки возможна ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов, полностью отвечающая этическим принципам охраны и защиты интересов ребёнка и конфиденциальности, в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося. Такая оценка направлена на решение задачи оптимизации личностного развития обучающихся и включает три основных компонента:

-- характеристику достижений и положительных качеств обучающегося;

-- определение приоритетных задач и направлений личностного развития с учётом как достижений, так и психологических проблем развития ребёнка;

-- систему психолого-педагогических рекомендаций, призванных обеспечить успешную реализацию развивающих и профилактических задач развития.

Другой формой оценки личностных результатов обучающихся может быть оценка индивидуального прогресса личностного развития обучающихся, которым необходима специальная поддержка. Эта задача может быть решена в процессе систематического наблюдения за ходом психического развития ребёнка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации развития – в форме возрастно-психологического консультирования. Такая оценка осуществляется по запросу родителей (законных представителей) обучающихся или по запросу педагогов (или администрации образовательной организации) при согласии родителей (законных представителей) и проводится психологом, имеющим специальную профессиональную подготовку в области возрастной психологии.

2.2. Динамика обучения и развития обучающихся фиксируется учителем совместно со школьным психологом на основе итоговых контрольных работ, диагностических заданий, проводимых в конце учебного года.

В учебном процессе для выявления причин затруднения в освоении предметных результатов проводятся диагностические работы, для определения уровня освоения предметных результатов – промежуточные и итоговые проверочные работы. Результаты, полученные в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме накопительной оценки – портфеля достижений

Анализ достижений учащихся включает:

— текущую успеваемость обучающихся;

— динамику личных достижений обучающегося в освоении предметных умений;

— активность и результативность участия обучающихся в выставках, конкурсах, соревнованиях;

— активность участия и рост самостоятельности в проектной и внеурочной деятельности;

3. Контроль и оценка планируемых результатов обучающихся.

3.1. Контроль и оценка планируемых результатов предусматривает выявление индивидуальной динамики учебных достижений обучающихся.

3.2. Критериями контроля являются требования к планируемым результатам стандарта, целевые установки по курсу, разделу, теме, уроку.

3.3. Объектами контроля являются знания, умения, навыки, универсальные учебные действия.

3.4. Для оценки достижения планируемых результатов используются различные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга:

 ·стартовые диагностические работы на начало учебного года

 ·стандартизированные письменные и устные работы

 ·интегрированные контрольные работы

 ·тематические проверочные (контрольные) работы

 ·проекты

 ·практические работы

 ·творческие работы

 ·диагностические задания

 ·самоанализ и самооценка

3.5. Стартовая работа (проводится в начале сентября) позволяет определить актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения. Стартовые работы проводятся, начиная со второго класса.

3.6. Тематическая проверочная (контрольная) работа проводится по ранее изученной теме, в ходе изучения следующей темы. Результаты проверочной работы заносятся учителем в классный журнал и учитываются при выставлении оценки за четверть.

3.7. Стандартизированные письменные и устные работы проводятся по концу четверти и включают проверку сформированности предметных результатов. Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися результатов по отдельным предметам.

3.8. Практические работы выполняются в соответствии с учебно-тематическим планом.

3.9. Творческие работы выполняются в соответствии с учебно-тематическим планом.

Количество творческих работ по каждому предмету определено в рабочей программе учителя. Оценки выставляются в журнал.

3.10. Итоговые контрольные работы проводятся по математике и русскому языку в апреле –  мае    и включают требования ключевых тем учебного периода. Результаты проверки фиксируются учителем в классном журнале и учитываются при выставлении оценки за год.

4.Порядок промежуточной аттестации обучающихся.

4.1. Содержанием промежуточной аттестации являются две контрольные работы, одна из которых интегрированная.

4.2. Содержание итоговых контрольных работ по предметам и интегрированной контрольной работы разрабатывается методическим объединением и утверждается директором школы.

 4.3. Диагностика сформированности личностных результатов проводится в конце мая  классным руководителем. Диагностика проводится с согласия родителей обучающихся.

4.4. Оценивание младших школьников в течение первого года обучения осуществляются в форме словесных качественных оценок на критериальной основе, в форме письменных заключений учителя, по итогам проверки задания в классе или самостоятельной работы в соответствии с критериями, либо в форме «волшебных линеек», значков «+», «-», «?». Использование данных форм оценивания осуществляется в соответствии с методическим письмом министерства образования от 03.06. 2003 № 13-51-120/13 «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях». Начиная с  II четверти обучающимся 2 класса текущая оценка выставляется в виде отметок: «5», «4», «3», «2».  В журнал выставляются отметки за тематические проверочные (контрольные) работы, за стандартизированные контрольные работы по итогам четверти, проекты, творческие работы, практические работы, полные устные ответы, выразительное чтение стихотворений наизусть, пересказы.

4.5. Количество тематических, проектных работ и итоговых работ установлено по каждому предмету в соответствии с рекомендациями к программам учебно-методического комплекта Н. Ф. Виноградовой «Начальная школа XXI века».

 5. Оценочные шкалы

5.1. Успешность освоения учебных программ обучающихся 2 – 4 классов оценивается по пятибалльной шкале.

Перевод отметки в пятибалльную шкалу осуществляется по следующей схеме:

Качество освоения программы Уровень достижений Отметка в балльной шкале

90-100%

66-89%

50-65%

меньше 50%

высокий

повышенный

средний

ниже среднего

«5»

«4»

«3»

«2»

5.2 Успешность усвоения программ первоклассниками характеризуется качественной оценкой на основе Листа образовательных достижений, включающего совокупность критериев освоения программы первого класса. Качественная оценка может быть выражена оценкой «зачтено» учитель составляет письменную характеристику образовательных достижений первоклассника в соответствии с Листом оценки.

Оценочный лист разрабатывается и предъявляется  на родительском   собрании.

Критерии подбираются в соответствии с уровнем подготовленности класса так, чтобы все 100% обучающихся смогли справиться с большинством заданий и получить оценку «зачтено».

Для некоторых обучающихся возможно введение дополнительных критериев оценивания достижений.

5.3. Качественная характеристика знаний, умений и универсальных учебных действий составляется на основе «портфолио» ученика, его рефлексивной самооценки.

6.Ведение документации.

6.1. Учитель:

По каждому предмету составляется учебно-тематическое планирование на год, которое является основой планирования педагогической деятельности учителя.

В учебно-тематическом плане отражаются цели, сроки, виды и формы контроля.

Классный журнал является главным документом учителя.

Классный журнал заполняется соответственно программе и тематическому планированию.

Итоговые оценки выставляет в дневник обучающегося классный руководитель. Текущие оценки в виде письменных заключений могут фиксироваться в тетради ученика или в дневнике. Контроль за соответствием оценок, выставленных в классном журнале, оценкам, выставленным в дневнике ученика, осуществляет классный руководитель.

6.2. Администрация школы

Администрация школы управляет процессом контрольно-оценочной деятельности субъектов образовательного процесса на основании данного Положения.